Сергей Фурса: Новый мир, который не смогли принять Россия и Донбасс
Думки 02.09.2015 16:50Хорошо было в Средние Века. Или даже в веке так XVIII, казалось бы, таком близком к нам. Пару поколений, рукой подать. Родился ты, прожил жизнь и умер, а ничего не изменилось. Кушаешь такую же еду, читаешь ту же библию, видишь тот же пейзаж за окном. Мир если и менялся, то неспешно, и знали об этом только в салонах аристократов, где сидели, посмеиваясь над новинками и пересказывая изменения границ в результате очередной войны.
Конечно же, все так же умудренные опытом старики жаловались, что люди пошли не те, не то, что во времена, когда деревья были большими. «Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри, не вы». Но сам ход жизни не менялся. Хорошо было. Особенно хорошо, если вам повезло родиться аристократом и попасть в 1% богатых людей. Тогда жизнь без электричества, туалета и пенициллина была у вас хоть и ненамного комфортнее, но все-таки длиннее. И даже была наполнена иногда яркими событиями. Да и проживали вы на пару лет дольше, чем обычный крестьянин или солдат, работавший шесть дней в неделю и никогда не слышавший не только про телевизор (электрическую лампочку, водопровод, нужное подчеркнуть), но и про отпуск. Хорошо было раньше, тихо и спокойно. Неспешно. Комфортно. Но мир изменился. И в новом мире новые правила. Которые, кстати, как раз и диктуют проклятые американцы.
Проигрывает тот, кто не успевает меняться и не согласен принимать изменения, оставаясь в рамках традиций, духовных скреп и прочих попыток спрятаться от меняющегося мира. Донбасс отчаянно отказывался принять не Украину, а новый мир. Мир, в котором большой завод никому не нужен. Мир индустриализации ушел уже давно, а красные директора все еще пропагандировали промышленность как основу экономики. А планета уже изменилась и 100 программистов могут сделать игру, выручка от продажи которой превысит годовой оборот Азовстали. Все это отказывался принимать мозг пролетария из Донбасса, консервативного по сути своей. И мозг этот искал комфортную зону, найдя ее в российских новостях. Ведь там целая страна тоже пряталась от меняющихся реалий. От нового мира, дискомфортного по своей сути. Как хорошо было в свое время: пришел в НИИ (на завод) и работаешь там всю жизнь. Без стрессов. А сверху есть начальник. И у начальника свой начальник. И все понятно и просто. Вертикально. И правильно.
Модель, основанная на росте развивающихся рынков, перестает работатьМир изменился. Он стал из вертикального горизонтальным. Меняется все. И в первую очередь - экономика. И меняется очень быстро. Равно как новые знания поступают по экспоненте. Испуг от китайского обвала в августе вызван тем же страхом изменений: когда модель, построенная в последние 30 лет и основанная на росте развивающихся рынков, перестает работать.
Обиднее всего должно быть Индии, которая только-только начинает занимать место Китая в умах инвесторов всего мира, прогнозируя Дели такой же рывок. Но она может не успеть, ведь меняется сама концепция. В первую очередь уходит в прошлое концепция сырьевых, энергетически сырьевых экономик. Высокие цены на нефть сыграли плохую штуку с производителями нефти. Да, они подарили 10 лет сверхдоходов, но могут обернуться катастрофой в будущем. Пока цены на нефть были высокими, стало экономически выгодно добывать и исследовать сланец. Самые затратные шаги – первые. Когда еще нет технологий, когда вы набиваете шишки и допускаете ошибки. И все это не имело бы смысла, оставайся нефть в пределах $30-40 за баррель. Не было бы сланцевой революции в Штатах. Просто бы никто не решился вкладывать деньги.
То же самое и с альтернативными источниками энергии. Первые электромобили были очень дороги, и никто бы не начал ими заниматься, будь бензин умеренно дешевым. Но стимулом для создания будущих могильщиков нефтяных магнатов стали сверхдоходы этих самих нефтяных магнатов. Жадность фраера сгубила. Как всегда. И вот теперь Обама провозглашает новую стратегию борьбы с загрязнением климата, где упор делается только на возобновляемые источники энергии, выбросив из перечня фаворитов Белого дома даже газ. Который, кстати, девать уже будет некуда, и нужно поскорее сплавить в Европу.
Новый технологический прорыв состоялся. И теперь с каждым годом новые технологии будут становиться все более эффективными, вытесняя на обочину бензиновый двигатель. Как не сбылся прогноз одного из интеллектуалов в ХІХ веке, обещавшего, что скоро Лондон утонет в лошадином навозе (а тут вдруг придумали автомобиль), так и рассказы о том, что скоро закончится нефть, уже не могут никого напугать. Кроме производителей нефти. Ведь мало кто знает, зачем нужен китовый жир, а еще 100 лет назад казалось, что без него жить нельзя.
Тесла и ее аналоги - уже самые продаваемые автомобили в богатых европейских странах. Через пару лет бензиновых авто в продаже не останется вовсе. Но не стоит считать, что прогресс зацепить только производителей нефти. Уже пару лет по дорогам Калифорнии тихо себе ездят автомобили Google. Милые машинки, которых отличает не только оригинальный дизайн, но и отсутствие водителя. В строю 24 часа в сутки. Сколько еще пройдет лет перед тем, как большинство дальнобойщиков сначала Штатов, а потом всего мира, потеряют работу? Если ваши дети хотят стать в будущем водителями автобуса, можете уже начинать их отговаривать. И не только потому что вы сноб и считаете, что данная профессия ужасна. Просто потому что, как пелось в фильме про Электроника, «до чего дошел прогресс». И работу будут терять не только американские дальнобойщики. И скорее, в первую очередь не американцы, которые управляют процессом, стоят во главе новой технологической революции, которую не в состоянии остановить.
Мир стоит на пороге Судного Дня, когда роботы захватят не власть, а рабочие места. Стоимость новых роботов, производящих что угодно, сопоставима нынче с оплатой труда китайского рабочего за 2 года. Когда будет перейден Рубикон, после которого массово предпочтут робота? 1 год оплаты? 6 месяцев? А, может, и уже достаточно? Зачем теперь переносить рабочие места в Китай (Индию или Украину), если можно строить заводы и производить все, что угодно, непосредственно рядом с потребителем, снижая транспортные расходы? Тем более, что и для торгового баланса хорошо. Так что государство будет более чем стимулировать такие меры.
Эпоха экономик, торгующих не душами, но дешевой рабочей силой своих граждан, близится к закату. Это не случится завтра, но через 5-10 лет девальвация гривны будет еще менее бессмысленной, но все также беспощадной. Кстати, никакой трагедии не будет. Просто больше людей будут заниматься профессиями, которые входят в перечень «бездельников», по определению шахтеров и бабушек у подъезда. Эффективность труда повышается максимально и государство, все государства, будут заинтересованы в том, чтобы вы или ничего не делали или, по крайней мере, ничего не производили. Кроме идей. В новой экономике будет множество творческих профессий. И много свободного времени. В отличие от мира, где ничего не меняется, люди будут все больше времени тратить на развлечение и путешествия. И жить все дольше и дольше.
А что же Украина? Само собой, мы находимся на отшибе, в мировой провинции. Все изменения до нас докатываются с огромным лагом. Но не экономические волны. Мы живем в глобальной экономике и должны завоевать свое место под солнцем. Пока что наше место – роль сырьевого придатка. И основной вопрос - хотим ли мы им оставаться. В прошлом, и частично в настоящем, по металлу. Без добавленной стоимости. И без будущего. Этот рынок умрет гораздо раньше, чем наша вторая ниша – сельское хозяйство. Но не важно, вы экспортируете чугунные чушки или зерно. Сырьевой придаток всегда остается сырьевым придатком. И пусть люди будут кушать. И будут делать это не меньше, чем ранее, а, скорее, даже и больше. Пока не придумали, из чего печатать еду на 3Д принтере. Но придумают, сомнений нет. Рано или поздно. А что же еще?
Прекрасно, что у нас дешевая рабочая сила. Но этот аргумент скоро станет неактуальным. И не только потому, что правительство будет поднимать социальные стандарты. Роботехника добежит до Европы чуть позже, чем до штатов, но обязательно придет. И тогда даже заводы китайцев на территории Украины станут никому не нужны и мы получим просто много безработных китайцев. Такими мерами можно совершить рывок сейчас, обеспечив рост ВВП, но нельзя заложить фундамент успешной экономики в будущем. В будущем, где основными китами всегда будут ИТ-сектор и сектор услуг. ИТ-сектор в самом широком спектре этого слова. От написания приложений к гаджетам до обслуживания роботов. И сектор услуг, где люди будут тратить свое избыточное свободное время и деньги. А деньги будут тратить не шахтеры, а маркетологи, финансисты и программисты. Так что не ругайте хипстеров и фестивали еды. Это наша заявка на успех в новом мире. Так и будет выглядеть глобальный сектор экономики услуг. Ну и про украинский Лас-Вегас, конечно, забывать нельзя. Конечно, всегда и везде будет актуален финансовый сектор, но конкурентные преимущества Украины в борьбе за звание финансовой столицы весьма сомнительны. Что не отменяет необходимости для Киева стать центром притяжения для постсоветского пространства. Конечно, праздную жизнь будут продлевать максимально, но увидеть Украину в лидерах биомедицинских технологий пока трудно.
Меняться должны люди и страны. То, что нам нужно изменить страну, мы уже поняли. Но и себя мы должны менять. Если хотим быть успешными людьми в успешной стране. И да, комфортно уже не будет никогда. Так комфортно, как в пещере, когда мир прост и понятен. И для завоевания дамы сердца нужен просто метод «за волосы и в пещеру», а для успешного дня – убить подходящего мамонта. И не быть съеденным. Так просто и понятно уже не будет никогда.
В обзоре представлено мнение автора, которое может отличаться от официальной позиции компании. Соответственно, представленная информация не может трактоваться получателями рассылки и представителями СМИ как публичная и официальная.