Сергей Фурса: Буря небо мглою кроет
Думки 29.01.2016 15:46 Фондовые рынки продолжают температурить. Высокая волатильность, сопровождаемая умственной лихорадкой, держится почти месяц. Судя по всему, подхватили эту заразу спекулянты где-то на нефтяном базаре в КитаеПока весь мир сражался с Эболой, победил ее и нашел новый повод для паники и выделения бюджета, в виде загадочной лихорадки Зика, а украинцы, традиционно и без особых выдумок, боролись с гриппом, мировые фондовые рынки трясет по поводу и без повода. При этом, корреляция нефтяных котировок и индексов американских биржи практически 100%, что является редкостью. А призрак Китая, маячащий за всеми этими движениями, слишком призрачен. Да и сами китайцы покажут любую статистику, из которой следует, что все у них хорошо, что путь к процветанию, определенный лидерами партии, ясен как никогда, и не стоит переживать из-за сотых долей процентов и городов призраков, которые еще просто не успели заселить радостные китайские семьи, которым теперь позволили рожать больше одного ребенка. Никто ведь не сомневается, что этих самых китайцев в Китае достаточно, чтобы заполнить все города, вне зависимости от их призрачности.
На прошедшей неделе нефтяные котировки предприняли рывок вверх, судя по всему нащупав дно, ниже которого пока не стоит опускаться. По крайней мере, пока китайцы убедительно доказывают, что у них все хорошо. То же проделали и американские биржи. Нефть попробовала на вкус уровень в 27 долларов за баррель, но очень быстро вернулась в диапазон 30-35 долларов. Туда ее активно загоняли вербальные интервенции россиян, рассказывающих всему миру, что договорились с ОПЕК снизить добычу. И пусть это было опровергнуто самим ОПЕК (что и следовало ожидать), но осадочек остался.
Индекс S&P500 откроется в пятницу на отметке в 1893 пункта. Состоявшееся заседание ФРС не добавило преимущества ни пессимистам, ни оптимистам. Повышения ставки не произошло, чего, впрочем, никто и не ожидал, а сам голос регулятора был довольно мягким. Так что спекулянты и инвесторы могут сфокусироваться на корпоративном отчете и походе в кинотеатр, где в очередной раз посмотрят фильм о себе самих, но очень умных.
Пока на внешних рынках бушует буря, до украинского сегмента еврооблигаций никому нет дела. Вот и прошедшая неделя не подарила ни событий, ни особых поводов для движения. Суверенная кривая остается в пределах «до 10%». В результате самым значимым событием стало одобрение инвесторами очередного этапа реструктуризации Метинвеста. Последний получил право на моратории по своим долгам, чтобы до апреля завершить уже финальную реструктуризацию. Не первую, но скорее всего последнюю. Финансовое состояние компании сейчас не самое лучшее, особенно если читать ее пресс-релизы. В результате, реструктуризация компании будет одной из самых жестких по отношению к инвесторам (пусть и обойдется, скорее всего, без списания), если не рассматривать вариант уже состоявшегося Авангарда и еще ожидаемого его старшего брата. Но они проходят по другой статье, а их финансовые результаты наглядно демонстрируют, что все тайное рано или поздно становится явным.
А Украина готовится получить новый транш МВФ, пока вербально предчувствуя приход в страну в этом году до $10 млрд. официальных денег. На этом фоне даже парламент иногда выходит из летаргического сна и принимает что-то важное.
На этой неделе, пожалуй, самым важным событием стало голосование в первом чтении закона, разблокировавшего приватизацию. Приватизация, конечно, чистая и прозрачная приватизация, может стать единственным драйвером роста экономики, если не принять за рост болото в 1%-2%. На этой неделе Нацбанк в лучших традициях всех передовых регуляторов мира вышел с такими прогнозами и сохранил ставку. А еще не очень сдерживал гривну, которая снова продрейфовала к 25 гривнам за доллар. Похоже, именно там НБУ наблюдает баланс спроса и предложения и не намерен мешать рынку больше обычного. На фондовом рынке произошло типичное украинское событие, когда после бурной деятельности все возвращаются на круги своя, потратив много сил, и переругавшись друг с другом. Украинская Биржа и ПФТС вернули свои лицензии. И теперь весь процесс надо будет начать сначала. При этом Украинская Биржа в ближайшее время точно сменит собственников и уберет причину, по которой ее можно наказать.
В это время на рынке облигаций Минфин завершил выстраивать кривую доходности на первичных аукционах, в чем ему активно помогали доброжелатели. По другому трудно назвать банк, покупающий ОВГЗ с погашением в 2019 году. Желать Минфину добро могли, в частности, государственные банки, которым решено увеличить капитал еще немного. И в результате, что такое 20 млн. гривен на трехлетние бумаги по сравнению с ростом капитала на 10 или 5 млрд. гривен.
Теперь главная задача продолжить в том же духе, обеспечив постоянную ликвидность на первичном рынке, особенно на коротком конце кривой, где покупают не только доброжелатели и где можно канализировать всю ту огромную избыточную ликвидность, которая сейчас скопилась в банковской системе. А на рынке акций продолжается падение с уровней, с которых и падать уже некуда.
При этом ликвидность в очередной раз сократилась, что приводит к резким взлетам и падениям отдельных акций, слывших когда-то тяжеловесами. Индекс УБ уже потерял порядка 10% с начала года. И самым большим сюрпризом остается тот факт, что все еще находятся люди, купившие бумаги в далекие времена и готовые продать их и забыть. Казалось, все они давно должны были сбежать с корабля, тем более все привыкли считать украинский рынок акций маленьким и грустненьким, но слава былых времен продолжает играть со спекулянтами злую шутку.
Теги: Сергей Фурса Переглядів: 1842