Экономика Украины демонстрирует признаки стабилизации на более низких уровнях, чем ожидалось
Макроэкономика
28.07.2015
Экономика Украины демонстрирует признаки стабилизации на более низких уровнях, чем ожидалось
Елена Белан, главный экономист Dragon Capital
Динамика промышленного производства и других индикаторов реального сектора в июне указывает на то, что экономика Украины, вероятно, достигла своего дна во 2кв15. По нашей оценке, падение реального ВВП в 1пол15 составило 16,7% г/г после снижения на 17,2% г/г в 1кв15. Резкое сокращение производства в Донецкой и Луганской областях в результате военных действий и частичной оккупации сепаратистами объясняет почти половину этого снижения, в то время как ВВП на остальной территории Украины упал, по нашим оценкам, на 10,2% г/г. Однако учитывая негативное влияние военных действий на инвестиции, потребительские настроения, потоки капитала и валюту, вооружённый конфликт остается главным фактором экономических проблем в Украине. Принимая во внимание глубину экономического спада с начала года, который оказался хуже наших ожиданий, мы понизили нашу оценку падения реального ВВП в 2015 г. с -8,5% до -12,0% г/г.
Экономика Украины может начать выход из рецессии, которая длилась шесть кварталов подряд, при условии, что ситуация на востоке значительно не ухудшится. По нашим ожиданиям, первоначальное восстановление экономики будет проходить медленнее, чем после предыдущего кризиса 2008-2009 гг. Основным фактором сокращения ВВП почти на 15% в 2009 году было уменьшение внешнего спроса, который быстро восстановился и вызвал V-образное восстановление украинской экономики в виде роста ВВП на 4-5% в 2010-2011 гг. Сейчас мировая экономика растёт умеренными темпами, поэтому экономический рост в Украине в ближайшее время будет тесно связан с достаточно ограниченными внутренними ресурсами. С учетом этого, мы ожидаем, что рост реального ВВП в 2016 г. составит +1,0% г/г. В то же время, экономика Украины может испытать мощный разворот в будущем. Интерес к Украине со стороны иностранных инвесторов растет. Но для его материализации в приток иностранных инвестиций необходимы макроэкономическая стабилизация, заметный прогресс в структурных реформах и определенность в отношении вооруженного конфликта.
Первые признаки стабилизации наблюдаются и в других сферах экономики. Так показатель месячной инфляции вернулся в июне к среднеисторическому уровню, благодаря стабилизации валютного рынка и замедлившимся темпам роста тарифов на коммунальные услуги. Годовая инфляция замедлилась до 57,5%, после пика в 61% в апреле. Ожидая последующее замедление годовой инфляции, хотя и не такое быстрое, как ожидалось раньше, мы предполагаем, что показатель инфляции на конец 2015 года составит 48% г/г (+6п.п. по отношению к предыдущему прогнозу) и замедлится до 10% г/г к концу 2016 г. (-2 п.п.).
Сальдо текущего счета по итогам мая уже третий месяц подряд находится около нулевого уровня, благодаря тому, что девальвация гривны, сокращение внутреннего спроса и административные ограничения привели к резкому снижению импорта, которое полностью компенсировало потери экспорта от военных действий и снижения мировых цен на сталь и зерно. По нашим оценкам, в этом году дефицит текущего счета платежного баланса составит около 1,0% ВВП или $0,9 млрд. (по сравнению с 4,0% в 2014 году) и сократится в 2016 г. до 0,5% ВВП. Однако состояние платежного баланса по-прежнему будет зависеть от оттока капитала из частного сектора, который продолжается, несмотря на первые признаки макроэкономической стабилизации.
Существенное улучшение наблюдается и в сфере государственных финансов, в частности благодаря усилиям властей по фискальной консолидации. Так, по нашим оценкам, контролируемый МВФ профицит сектора гос. управления (включает государственный бюджет, местные бюджеты и Пенсионный фонд, но исключает доходы от продажи 3G лицензий) составил в январе-мае 5,5 млрд. грн., по сравнению с существенным дефицитом в размере 11 млрд. грн. в январе-мае прошлого года. Доходы выросли, по нашим оценкам, на 26% г/г благодаря девальвации валюты, повышению ставок некоторых налогов и расширению базы налогообложения, в то время как рост расходной части сектора гос. управления остался умеренным, несмотря на более чем двукратное увеличение расходов на оборону и обслуживание гос. долга.
В результате консервативной бюджетной политики и девальвации гривны, объем государственного долга с начала года почти не изменился в долларовом выражении ($68 млрд. на конец мая). Однако во втором полугодии ожидается его рост в результате увеличения финансирования от официальных кредиторов в рамках пакета международной помощи на сумму 40 млрд дол. США. По нашим оценкам, в этом году показатель гос. долг к ВВП достигнет своего пика на уровне 88%, прежде чем начать снижаться в следующем году.