Роберт Бровди: Мы не получали прибыли от форвардных закупок

Ринки Думки 23.04.2012    13:03
Пишет "Дело"

Текущий маркетинговый год, по сути, уже выходит на финишную прямую. Каким он стал для возглавляемой Вами компании? Можно ли обобщенно озвучить некоторые предварительные итоги?

Как и для всех участников зернового рынка, текущий маркетинговый год выдался для нас достаточно напряженным и трудоемким. Во-первых, мы поставили для себя достаточно высокую планку показателей по торгово-закупочной и экспортной деятельности. Во-вторых, начали осваивать новые направления деятельности в рамках интегрированных проектов Государственной продовольственно-зерновой корпорации, в том числе, по производству и продвижению на рынках готовой продукции. И в-третьих, нужно было показать, что выход нашей компании на зерновые рынки и достигнутые по итогам 2010/2011 МГ результаты не были случайностью или следствием субъективных факторов.

По большинству позиций планы "Хлеб Инвестбуда" на этот маркетинговый период будут реализованы. Хотя есть и проекты, которые дадут результаты только в следующем сезоне.

Как работалось компании на внутреннем рынке? Каковы результаты закупочной деятельности?

Условия работы "Хлеб Инвестбуда" ничем не отличались от других компаний, действующих на рынке. Мы в той же мере получили возможность воспользоваться плодами щедрого урожая зерновых, как и ощутили на себе все неблагоприятные факторы в виде экспортных пошлин, проблем с логистикой и перепадами конъюнктуры на внешних рынках.

В целом по итогам 2011/2012 МГ мы выходим на показатель общей закупки на внутреннем рынке в объеме 4,2 млн. тонн зерновых. Этот объем включает в себя более 3,3 млн. тонн закупленных по споту и коммерческому форварду, а также свыше 870 тыс. тонн закупленных по государственной форвардной программе и переданных Аграрному фонду.

Из располагаемых компанией объемов более 3,2 млн. тонн законтрактовано для внешнеэкономической деятельности и порядка 100 тыс. тонн запланировано для переработки в готовую продукцию на предприятиях ГПЗКУ.

В отличие от прошлого года, этой весной форвардные закупки зерна у сельхозпроизводителей осуществляются напрямую Аграрным фондом, а компания "Хлеб Инвестбуд" не принимает участия в этой программе. С чем это связано?

Ничего экстраординарного в этом нет. Весной прошлого года сложилась ситуация, когда требования действующей в то время редакции закона "Об осуществлении государственных закупок" не позволяли Аграрному фонду без длительной и сложной процедуры тендерных торгов самостоятельно выйти на рынок и оперативно осуществить закупки зерна в интервенционный фонд. Фактически и по срокам, и по процедуре прошлогодние форвардные закупки были под угрозой срыва. Не говоря уже о том, что была бы пропущена посевная кампания, и сельхозпроизводители остались бы без финансовой поддержки в самый нужный момент. Именно поэтому в качестве оператора и единого исполнителя форвардной программы была избрана компания с государственной долей собственности — "Хлеб Инвестбуд", которая своевременно, в полном объеме провела контрактацию и оплату зерна у 1215 сельхозпроизводителей и осуществила его передачу в Аграрный фонд.

Таким образом, удалось вовремя поддержать аграриев (дать авансом нужные средства на посевную и осенью выкупить урожай по высоким ценам) и выполнить задачу по наполнению интервенционного фонда. С конца 2011 года, в связи с изменениями в законодательство о государственных закупках, Аграрному фонду вернули возможность непосредственного осуществления закупок на организованном аграрном рынке.

В чем разница между прошлогодней и нынешней форвардными программами?

Судя по официальным сообщениям, в текущем году увеличен общий объем форвардных закупок (почти до 1,3 млн. тонн), из перечня закупаемых культур исключена гречка, уменьшено с 3 до 2 количество денежных траншей, введены определенные ограничения в плане минимальных партий поставок и количества пунктов приема зерна.

Естественно, по сравнению с прошлым годом немного выросла закупочная цена и несколько изменилась процедура контрактации, которая сейчас осуществляется через Аграрную биржу. Вместе с тем неизменной осталась главная идея и суть форвардных закупок — оказать финансовую поддержку нуждающимся сельхозпроизводителям и обеспечить государство необходимыми ресурсами для влияния на продовольственный рынок страны.

Что же касается нашей компании, то в прошлом году мы сделали все возможное для возврата доверия аграриев к такой форме работы, как форвардные контракты. Это касалось прежде всего ускоренной и прозрачной процедуры контрактации, оперативного получения денежных средств, отсутствия бюрократизма и коррупции, максимально широкой географии пунктов приема урожая, возможности в качестве дополнительных опций получить минудобрения и топливо по льготным ценам.

Кроме того, мы пошли навстречу и решили проблемы тех сельхозпроизводителей, у которых возникли трудности с классностью выращенного зерна. В общем, считаю, что был получен позитивный опыт, в первую очередь для сельхозпроизводителей. И я не слышал ни одного плохого отзыва в адрес "Хлеб Инвестбуда" от аграриев, принявших участие в прошлогодних форвардных закупках.

Как в таком случае расценивать повышенный интерес правоохранительных органов к прошлогодним закупкам Аграрного фонда, в том числе и продовольственного зерна по форварду? По этому поводу выдвигаются разные версии в СМИ. Как это коснется возглавляемой Вами компании?

Интерес контролирующих органов к государственным закупкам (Аграрный фонд — не исключение) вполне закономерен, а постоянные проверки в этой отрасли — обыденная и полезная практика. "Хлеб Инвестбуд" осуществлял выполнение договора с Аграрным фондом по проведению форвардных закупок исключительно в рамках действовавшего законодательства.

Как предприятие с государственной долей собственности и как оператор государственной программы, компания "Хлеб Инвестбуд" не предполагала и не получила ни копейки прибыли от выполнения форвардных закупок. Напротив, за счет компании несколько месяцев осуществлялось хранение зерна до его передачи Аграрному фонду, а также покрывались другие издержки, связанные с выполнением программы.

Мы работаем в обычном режиме мониторинга и контроля со стороны государственных структур, как и все другие компании. Хозяйственная деятельность компании, правильность начисления и уплаты налогов неоднократно проверялись контролирующими органами. По результатам этих проверок претензии в наш адрес не выдвигались.

А различные домыслы, отраженные в отдельных публикациях в СМИ относительно возможных нарушений в сотрудничестве с Аграрным фондом, — не что иное, как обычные элементы нечистоплотной конкурентной борьбы наших оппонентов, которые до сих пор не могут смириться с тем, что наша компания состоялась.

Что Вы можете сказать по поводу участия "Хлеб Инвестбуда" в общей системе деятельности Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ)?

Для начала следует напомнить, что стратегическая миссия ГПЗКУ состоит в том, чтобы предоставить отечественному сельхозпроизводителю комплексный сервис на нужном уровне качества и по доступной цене. Это касается ключевых для агрария вопросов: посева и выращивания зерна, уборки и транспортировки урожая, его хранения и переработки, реализации зерна и готовой продукции. В интегрированной системе корпорации "Хлеб Инвестбуд", прежде всего, выполняет функции закупочного и торгово-экспортного подразделения. Хотя этим наша роль не ограничивается, и компания активно взаимодействует со структурами ГПЗКУ по другим профилям и направлениям.

Что имеется в виду?

Производя полномасштабные закупки зерна на внутреннем рынке, компания "Хлеб Инвестбуд" имеет возможность обеспечивать загрузку и полноценную работу элеваторных мощностей корпорации. Так, в текущем маркетинговом году наша компания обеспечила закладку и хранение более 1 млн. тонн зерна на всех 44 элеваторах ГПЗКУ, включая Одесский и Николаевский портовые элеваторы. Это составляет более 40% от общего объема заготовленного и хранимого корпорацией зерна.

Наверное, лишним будет напоминать, что размещая и храня зерно по обычной рыночной стоимости, "Хлеб Инвестбуд" дает возможность полноценно функционировать и развиваться элеваторам-филиалам ГПЗКУ, которые все без исключения находятся в государственной собственности.

А каким образом происходит взаимодействие с машинно-технологическим подразделением МТС-ГПЗКУ?

Текущий сезон был дебютным для новосозданного машинно-технологического подразделения корпорации, которое вышло на аграрный рынок Украины с 500 комбайнами и 200 автозерновозами. Во время уборочной кампании техника МТС-ГПЗКУ работала в синхронном режиме (сбор — транспортировка). А когда комбайны ушли с полей, встал вопрос о полноценной работе автопоездов зерновозов.

Таким образом мы наладили тесное сотрудничество по транспортировке нашего зерна средствами МТС-ГПЗКУ с элеваторов в порты. За последние месяцы на выполнение заказов "Хлеб Инвестбуда" было задействовано до 70% автопарка МТС и осуществлена перевозка более 116 тыс. тонн зерна.

В следующем маркетинговом году планируем углублять наше взаимодействие. Общая модель состоит в следующем. Аграрии, продающие нам зерно, будут получать определенные скидки на услуги комбайнов и техники МТС. И наоборот, те, кто заключил договоры на услуги МТС, будут получать лучшие условия на реализацию выращенного урожая.

Насколько интегрировался "Хлеб Инвестбуд" в деятельность ГПЗКУ, связанную с переработкой зерна? В одном из своих предыдущих интервью выпуск и реализацию готовой продукции Вы назвали в числе перспективных приоритетов компании.

В текущем маркетинговом году мы действительно начали работу в новом для себя направлении — организации переработки зерна и продвижения готовой продукции на внутренний и внешний рынки.

В режиме пилотных проектов мы заключили соглашения о сотрудничестве с двумя перерабатывающими предприятиями ГПЗКУ, полностью обеспечили их сырьем, инвестировали в реконструкцию действующего и покупку нового оборудования, организовали систему сбыта. Как результат, из поставленных "Хлеб Инвестбудом" пшеницы, ячменя, ржи, овса, гречки произведено около 50 тыс. тонн готовой продукции. Это — 6 видов хлопьев, 5 видов мюсли, несколько видов круп и комбикормов. Причем из указанного объема более 40% поставлено нами на внешние рынки. Это очень важный момент, поскольку от экспорта сугубо зерновой номенклатуры мы постепенно переходим к продвижению на зарубежных рынках готовой украинской продукции с высокой добавочной стоимостью.

Раз уж разговор зашел об экспорте, как обстоят дела компании в этом основном для нее направлении деятельности?

По итогам 9 месяцев 2011/2012 МГ объем внешнеэкономического товарооборота компании "Хлеб Инвестбуд" составил порядка 2,5 млн. тонн зерна и продуктов его переработки. Из указанного объема почти 800 тыс. тонн составила кукуруза, 600 тыс. тонн — фуражная пшеница, более 590 тыс. тонн — ячмень, около 490 тыс. тонн — продовольственная пшеница. Кроме того, как уже упоминалось, за рубеж поставлено свыше 20 тыс. тонн готовой продукции переработки зерновых.

Экспортные поставки компании осуществлялись в 22 страны Средиземноморского региона, Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Хочу отметить, что мы надежно закрепились на традиционных рынках реализации украинского зерна. У нас не было дефолтов по экспортным контрактам, мы участвуем и выигрываем в тендерах, у нас контракты с крупными гострейдерами и конечными потребителями многих стран.

На данный момент, по оценкам всех профильных аналитических агентств, "Хлеб Инвестбуд" является лидером зернового экспорта Украины, обеспечивая 12% всего экспорта зерна из Украины.

В этом сезоне вновь остро встал вопрос о внутренних логистических проблемах, не дающих возможности Украине эффективно экспортировать зерно. Одним из слабых мест, по мнению участников рынка и профильного министерства, является доставка зерна с элеваторов в порты железнодорожным транспортом. Ощущает ли трудности в этом плане "Хлеб Инвестбуд"?

Проблема железнодорожных перевозок является крайне острой для всех без исключения зернотрейдеров Украины, включая и нашу компанию. Припоминается нелепая шумиха, поднятая в СМИ с подачи отдельных игроков зернового рынка по поводу каких-то мифических преференций "Хлеб Инвестбуда" на поставку вагонов-зерновозов. Расчет был сделан на непосвященную публику, поскольку все специалисты и участники рынка владеют реальной ситуацией. И знают, что существенного разрыва между ведущими компаниями в обеспечении заявок на поставку вагонов не может быть. Потому что есть конкуренция, ведется постоянный мониторинг. В конце концов, есть транспортно-экспедиционные компании, которые обслуживают по несколько трейдеров-экспортеров и не заинтересованы терять клиентов и репутацию. На самом деле, вопрос в другом.

При формально достаточном количестве вагонов-зерновозов, декларируемых "Укрзализныцей" для обеспечения экспорта, решить проблему их острого дефицита в пиковые месяцы перемещения зерна никак не удается. А это следствие не только объективных логистических факторов. Здесь и разница между реальными и декларативными нормативами вагонооборота, и частые поломки подвижного состава вследствие его 70% изношенности. Поэтому даже в лучшие периоды, как например в первом квартале 2012 года, среднемесячный объем экспортных перевозок зерна железнодорожным транспортом составил чуть больше 1,72 млн. тонн. Нетрудно посчитать, что даже при таком объеме максимальная планка ж/д перевозок за экспортный сезон вряд ли превысит 17-18 млн. тонн.

И каким образом Ваша компания решает логистические проблемы?

На самом деле, способ только один — максимально задействовать альтернативные способы перевозок. Это помогает смягчать проблему, но полностью ее не решает. Железнодорожные перевозки еще очень долго будут оставаться доминирующим способом перемещения зерна, и от этого никуда не деться. Что же касается вспомогательной логистики, то мы, как уже упоминалось, стараемся интенсивно использовать автоперевозки. Кроме того, не упускаем возможности, которые дает речной транспорт. В частности, в этом маркетинговом году с пяти водных элеваторов на Днепре мы перевезли речным транспортом в порты более 23 тыс. тонн зерна.

В публикациях отдельных СМИ компанию "Хлеб Инвестбуд" настойчиво пытаются связать с именами отдельных депутатов или членов правительства. Наиболее часто упоминаются фамилии Юрия Иванющенко, Николая Присяжнюка и даже Владимира Путина. Что Вы можете сказать по этому поводу?

За период работы компании на рынке даже трудно назвать фамилии всех известных людей, которым приписывалось покровительство над "Хлеб Инвестбудом". По этому поводу мы неоднократно давали комментарии и разъяснения. Могу лишь в очередной раз повторить — никто из названых вами лиц не имеет отношения к компании "Хлеб Инвестбуд" и никак с нею не связан.

Возможно, кому-то по душе искать какие-то подспудные причины и объяснять ими тот статус и место, которое занимает наша компания на рынке. Однако все намного прозаичнее и проще. Все, чего достигает компания, она делает настойчивой и целеустремленной работой. Ведь согласитесь, никакими связями, громкими именами учредителей и административным ресурсом Вы не заставите более 6 тыс. сельхозпроизводителей и контрагентов на протяжении двух сезонов продавать компании зерно на внутреннем рынке. И тем более не заставите потребителей в 22 странах покупать ваше зерно и готовую продукцию. И своим выходом на существующие позиции мы обязаны тем, что делаем лучшие предложения в условиях рыночной конкуренции и четко выполняем свои обязательства. Других причин и рецептов попросту нет.


Теги:   Хлеб Инвестбуд ГПЗКУ Роберт Бровди Переглядів:   1798

Читайте також:

04.11

США передадуть Україні зброю та 212 бронетранспортерів Stryker у новому пакеті допомоги

04.11

Узбекистанським експортерам овочів і фруктів компенсуватимуть до 15% вартості витрат на авіаперевезення

04.11

Виторг Aon зріс на 26%, але чистий прибуток знизився на 25%