Четверть площадей киевских бизнес-центров будет пустовать
Нерухомість 25.02.2014 11:37Отсутствие арендаторов не пугает строителей бизнес-центров. В 2014 г. вакантность офисов в Киеве возрастет с 20 % до 25 %, прогнозирует руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский. Он поясняет, что это связано с грядущим ростом предложения: до конца этого года планируется сдать в эксплуатацию пять бизнес-центров суммарной арендуемой площадью 106 тыс. кв. м. Для сравнения: в прошлом году было введено в строй 80,7 тыс. кв. м, при этом удалось сдать 75 тыс. кв. м помещений. «Общий объем предложения по итогам 2013 г. составил 1,5 млн кв. м», — сказано в отчете UTG.
Международные компании экономят
Как и в предыдущие годы, арендаторы в основном мигрировали из одного объекта в другой, рассказывает Виктор Оборский. Одни старались сэкономить на аренде помещений, другим требовались дополнительные площади для расширения своего бизнеса. Руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Александра Глобина говорит, что основные клиенты бизнес-центров класса А и В — международные компании (на их долю приходится свыше 70 % арендуемых площадей. — «Капитал»). «Некоторые из них стараются улучшить финансовое положение за счет сокращения затрат на аренду», — говорит она. Для этого они, к примеру, могут переехать из объектов класса А в В, добавила эксперт.
$35 в месяц стоит аренда 1 кв. м офисных площадей в столичных бизнес-центрах класса А
По словам директора по развитию и строительству девелопера «Тико Констракшн» Валерия Кирилко, самые активные арендаторы на рынке офисной недвижимости — IT-компании. «Они активно развиваются и нуждаются в новых помещениях», — отметил собеседник. В 2013 г. среди тех, кто обратился к UTG с просьбой найти подходящие офисы, 43 % — представители сферы информационных технологий, 19 % — энергетические компании, 14 % — игроки телекоммуникационного рынка, 7 % — консалтинговые структуры (в том числе юридические), по 6 % — производители и предприятия FMCG-сектора, 5 % — фармацевты и пр. «В III квартале минувшего года было заключено шесть сделок по сдаче помещений в аренду IT-компаниям», — добавляет Оборский. Это больше, чем в любом другом секторе.
Каникулы для арендаторов
Строительство большей части бизнес-центров, которые сейчас вводятся в эксплуатацию, было запланировано еще до кризиса, поясняет намерения девелоперов строить новые помещения Валерий Кирилко. Для большинства объектов уже была выделена земля и согласована вся проектная документация. «Чтобы полностью поменять все документы и целевое назначение земли, например, под строительство жилья, потребуется много времени, сил и несколько сотен тысяч долларов», — уточнил он. Александра Глобина добавляет, что некоторые застройщики, у которых есть финансирование на реализацию проектов, стараются их завершить. «Они надеются, что вакантность их объекта будет минимальной», — говорит эксперт.
Ввод новых помещений не приведет к снижению арендных ставок. Исключение девелоперы делают только для крупных компаний, которые готовы снимать 3‑5 тыс. кв. м. Для них, по словам Александры Глобиной, предоставляются арендные каникулы до одного года.Сейчас, по данным UTG, арендовать квадратный метр помещения в столичном бизнес-центре класса А можно в среднем за $ 35 в месяц, класса В — за $ 20 без учета НДС и эксплуатационных расходов.
Теги: Jones Lang LaSalle UTG Виктор Оборский Тико Констракшн Переглядів: 1340