Четверть площадей киевских бизнес-центров будет пустовать

Нерухомість 25.02.2014    11:37

Отсутствие арендаторов не пугает строителей бизнес-центров. В 2014 г. вакантность офисов в Киеве возрастет с 20 % до 25 %, прогнозирует руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский. Он поясняет, что это связано с грядущим ростом предложения: до конца этого года планируется сдать в эксплуатацию пять бизнес-центров суммарной арендуемой площадью 106 тыс. кв. м. Для сравнения: в прошлом году было введено в строй 80,7 тыс. кв. м, при этом удалось сдать 75 тыс. кв. м помещений. «Общий объем предложения по итогам 2013 г. составил 1,5 млн кв. м», — сказано в отчете UTG.

Международные компании экономят

Как и в предыдущие годы, арендаторы в основном мигрировали из одного объекта в другой, рассказывает Виктор Оборский. Одни старались сэкономить на аренде помещений, другим требовались дополнительные площади для расширения своего бизнеса. Руководитель департамента по работе с корпоративными клиен­тами консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Александра Глобина говорит, что основные клиенты бизнес-центров класса А и В — международные компании (на их долю приходится свыше 70 % арендуемых площадей. — «Капитал»). «Некоторые из них стараются улучшить финансовое положение за счет сокращения затрат на аренду», — говорит она. Для этого они, к примеру, могут переехать из объектов класса А в В, добавила эксперт.

$35 в месяц стоит аренда 1 кв. м офисных площадей в столичных бизнес-центрах класса А

По словам директора по развитию и строительству девелопера «Тико Констракшн» Валерия Кирилко, самые активные арендаторы на рынке офисной недвижимости — IT-компании. «Они активно развиваются и нуждаются в новых помещениях», — отметил собеседник. В 2013 г. среди тех, кто обратился к UTG с просьбой найти подходящие офисы, 43 % — представители сферы информационных технологий, 19 % — энергетические компании, 14 % — игроки телекоммуникационного рынка, 7 % — консалтинговые структуры (в том числе юридические), по 6 % — производители и предприятия FMCG-сектора, 5 % — фармацевты и пр. «В III квартале минувшего года было заключено шесть сделок по сдаче помещений в аренду IT-компаниям», — добавляет Оборский. Это больше, чем в любом другом секторе.

Каникулы для арендаторов

Строительство большей части биз­­нес-центров, которые сейчас вводятся в эксплуатацию, было запланировано еще до кризиса, поясняет намерения девелоперов строить новые помещения Валерий Кирилко. Для большинства объектов уже была выделена земля и согласована вся проектная документация. «Чтобы полностью поменять все документы и целевое назначение земли, например, под строительство жилья, потребуется много времени, сил и несколько сотен тысяч долларов», — уточнил он. Александра Глобина добавляет, что некоторые застройщики, у которых есть финансирование на реализацию проектов, стараются их завершить. «Они надеются, что вакантность их объекта будет минимальной», — говорит эксперт.

Ввод новых помещений не приведет к снижению арендных ставок. Исключение девелоперы делают только для крупных компаний, которые готовы снимать 3‑5 тыс. кв. м. Для них, по словам Александры Глобиной, предостав­ляются арендные каникулы до одного года.Сейчас, по данным UTG, арендовать квадратный метр помещения в столичном бизнес-центре класса А можно в среднем за $ 35 в месяц, класса В — за $ 20 без учета НДС и эксплуатационных расходов.

Теги:   Jones Lang LaSalle UTG Виктор Оборский Тико Констракшн Переглядів:   1340

Читайте також:

11.11

Середні ціни житла в Києві зросли за рік на 16% на первинному ринку і на 7% на вторинному

11.11

AI Development и Ribas Hotels построят в Карпатах комплекс Dzen Residence

07.11

Ціни на житло у Великій Британії досягли рекорду