Перевозка зерна на экспорт по ж/д снизилась до минимума
Агро Ринки 25.05.2023 21:46Перевозка зерновых на экспорт АО "Укрзализныця" (УЗ) с 1 по 23 мая составила 973,16 тыс. тонн, что является минимальным показателем за последние полгода, сообщил заместитель директора департамента коммерческой работы компании Валерий Ткачев в четверг на совещании с представителями аграрного бизнеса.
"Напомню, что в отдельные месяцы после полномасштабного вторжения на последние недели месяца мы перевозили более 3 млн тонн. Нынешний показатель - самый низкий за последние полгода или даже больше", - сказал он.
Представитель УЗ отметил, что причиной такого падения объемов отгрузки зерновых стало блокирование "зерновой инициативы" и ограничения, введенные с 17 апреля на импорт аграрных грузов с Украины в пять соседних стран.
Он уточнил, что с начала мая в направлении портов было отгружено 719,956 тыс. тонн, а в направлении западных сухопутных переходов – 253,206 тыс. тонн зерновых грузов. По словам Ткачева, ранее нормальной была ситуация, когда в направлении портов отгружалось 2 млн тонн и более, а в направлении западных погранпереходов (ПП) 1 млн тонн.
Представитель УЗ выразил надежду на возобновление в минувшую пятницу работы "Черноморской зерновой инициативы", что уже привело к оживлению в портах Большой Одессы и движения на железнодорожной сети в сторону портов. Если к началу недели на ж/д было 900 вагонов, то сейчас их число возросло до 1512. При этом в направлении порта "Пивденный", отгрузки из которого РФ продолжает блокировать, нет ни одного вагона.
"Несмотря на оживление в портах "Одесса" и "Черноморск", сокращение очереди в порту "Измаил" (до 21 суток), без порта "Пивденный" мы не сможем выйти на качественные и количественные показатели которые мы имели до этого", - подчеркнул Ткачев.
Принимавший участие в совещании представитель Одесской железной дороги доложил, что с минувшей пятницы инспекцию прошли 14 судов – из них 8 для порта "Одесса" и 6 для порта "Черноморск". В зоне инспекции находится 6 судов (2 для порта "Одесса", 4 – для "Черноморск"), 12 судов зарегистрированы к осмотру сегодня, 36 судов – в ожидании регистрации.
Из-за действующих с 17 апреля ограничений передача грузов в направлении наземных западных ПП снизилась на 4%, или 65 вагонов в сутки (в/с) для грузов всей номенклатуры (в начале месяца показатель достигал 1703 в/с). Ткачев напомнил, что ранее передавали до 2 тыс. в/с. Снижение, по его словам, произошло за счет снижения показателя передачи зерновых грузов почти в два раза, а также сокращения передачи рудных грузов в направлении Польши и, незначительно, в направлении Словакии. Показатель среднесуточной передачи зерновых на западных ПП составляет 330 в/с, тогда как раньше достигал 650-670 в/с в сутки, подчеркнул представитель УЗ.
По его словам, очередей в направлении западных ПП нет: движется 10,859 тыс. вагонов, из которых с зерновыми грузами – 1,446 тыс. вагонов, 751 вагон с жмыхами и 381 вагон – с растительным маслом. Очередь составляет 5-7 суток.
Ранее сообщалось, что Европейская комиссия запретила импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию на период с 2 мая по 5 июня 2023 года. ЕК указывала, что эти "исключительные и временные превентивные меры" необходимы с учетом наполняемости складов и сложностями из-за наличия "узких мест" в логистике, с которыми столкнулись пять стран. Транзит указанных товаров через территорию указанных пяти стран далее в страны ЕС или другие государства за его пределами должен быть беспрепятственным, однако на практике ограничения остаются.
Также Минвосстановления сообщило, что работа "зерновой инициативы", прерванная с 7 мая, с 19 мая возобновилась, однако Россия продолжает блокировать входной флот на наиболее глубоководный порт "Пивденный", где работает "Одесский припортовый завод", который до войны занимался перевалкой аммиака с аммиакопровода "Тольятти-Одесса".