"Кернел" продолжит развитие речной перевалки
Агро Ринки 04.07.2023 14:32 Агрохолдинг "Кернел", один из крупнейших в Украине, намерен инвестировать в течение 2024 года более $100 млн в строительство маслоперерабатывающего завода в Староконстантинове (Хмельницкая обл.), приобретение сельхозтехники, развитие автотранспорта и проекты на Дунае, сообщил CEO компании Евгений Осипов."Кернел" видит для себя новые бизнес-модели в будущем, несмотря на те риски, которые есть. Мы продолжим инвестировать в страну, также как это делают все аграрии. Сейчас мы вышли по реке в такой плановый темп работы, который позволяет нам разрабатывать проекты на перспективу", - сказал он на заседании зернового клуба Украинской зерновой ассоциации (УЗА).
Осипов выразил благодарность Министерству развития громад, территорий и инфраструктуры за работу по развитию логистики через Дунай, в частности, дноуглубительные работы в устье Быстрое для прохождения судов через румынский канал Сурина.
СЕО "Кернела" отметил оперативность АО "Укрзализныця" (УЗ), которая вышла на максимальные объемы экспорта, которые сдерживались исключительно способностью стран-партнеров Украины.
"Это наши партнеры ограничили цифру (ежемесячного экспорта – ИФ-У) в 1,2 млн тонн зерновых и продовольственных грузов. Нужно помнить, что внутри страны УЗ может перевозить 5 млн тонн в месяц, а экспортировать мы можем – 7 млн тонн", - пояснил он.
Осипов отметил, что весь мир почувствовал роль Украины в момент ее пропажи с мировых рынков (в начале войны – ИФ-У).
"Речь идет, прежде всего, о продуктах, по которым у Украины есть некоторый эксклюзив – подсолнечное масло, подсолнечный шрот и кукуруза, в частности, не ГМО-кукуруза, по которой 70% доли рынка принадлежит Украине. Цены на эти продукты довольно быстро выросли на 50-100%. Это доказывает, что продовольственная безопасность мира без Украины невозможна", - сказал он.
СЕО "Кернел" подчеркнул, что Украина нуждается в поддержке международных партнеров, в частности ООН, которая должна быть "более решительной в своих действиях, действовать согласно своего устава и целей, ради которых создавалась".
По его мнению, Совместному координационному центру Черноморской зерновой инициативы следует обеспечить минимальные гарантии темпов поставок, а для этого увеличить количество инспекций в сутки до 12-15. Кроме того, работа "зернового коридора" должна стать прозрачной: на сайте ООН должна быть опубликована статистика прохода судов, а также информация о планировании инспекций, тогда мир воочию увидит, когда украинская сторона подает на инспекцию 12-50 судов, а к рассмотрению попадают только одно или два, уверен Осипов.
Он отметил важность альтернативных путей, через которые ежемесячно экспортируется около 3 млн тонн украинских агротоваров. Однако средняя стоимость дополнительных затрат на логистику составляет около $40/тонна, соответственно, украинский аграрий платит ежемесячно $120 млн за использование этих альтернативных каналов, подсчитал СЕО "Кернел".
Осипов подчеркнул, что нужно всем участникам процесса сконцентрироваться, чтобы море было открыто и морские пути позволяли украинским аграриям экспортировать продукцию во все страны мира.
"Другие пути ограничивают наш сбыт странами Причерноморья и Европы. (…) Но мы экспортировали, прежде всего, в страны Азии, Ближнего Востока и не можем сейчас к ним дотянуться", - констатировал он.
Несмотря на сложность и дороговизну логистики, Осипов убежден, что Украина не потеряет эти рынки сбыта. Для этого необходимо гарантировать покупателю поставку продуктов при любых условиях. Именно поэтому украинскому бизнесу важно инвестировать в развитие речной логистики, даже если она не настолько эффективна по экономике, как морские пути.
СЕО "Кернела" подчеркнул невозможность для международных трейдеров захеджировать риски и получить 100-процентную гарантию на поставки украинского зерна, поэтому Украина выталкивается в нишу "латания дырок на рынке".
Осипов полагает, что эту тенденцию можно переломить: "Украина может выполнять форвардные поставки через альтернативные коридоры, которые сегодня уже построены. Украина остается стабильным поставщиком. Она выпала из цепочки поставок только на первые два-три месяца войны, за которые смогла быстро перестроиться и стартовать. У нас уже год есть эти альтернативные пути, мы их развиваем с точки зрения безопасности наших партнеров и абсолютно точно можем делать эти поставки".
Инвестиции в развитие судоходства по Дунаю руководитель агрохолдинга считает обязательными, поскольку они являются гарантией обеспечения спотовых поставок.
"Возможно, в какой-то момент Украина будет возить сельхозтовары по морю, поскольку река по экономике будет не настолько эффективной, но она хеджирует нашу позицию с точки зрения наших способностей присутствовать на мировом рынке", - пояснил он.
По информации Осипова, "Кернел" рассматривал возможность транспортировки своей продукции по морским путям в случае выхода РФ из Черноморской зерновой инициативы.
"Мы дадим ответ, когда соответствующие структуры, задействованные в процессе, будут готовы к такому развитию ситуации. Поскольку альтернативы морскому пути нет, то мы, естественно, готовы принимать в нем участие. Как и в каких форматах - это будет зависеть от инфраструктуры и от наших военных. Когда будет разработан алгоритм, который даст возможность заходить в порты, мы будем подходить к этому и стараться это сделать", - резюмировал он.
Теги: Кернел перевалка Переглядів: 371